Tilt-Shift: Что это такое? Тилт-шифт (tilt-shift) - игрушечный мир фотографии Эффект tilt shift в фотошопе

В распоряжении фотографов, надо признаться, есть довольно много полезных инструментов, позволяющих решать совершенно различные фотографические задачи. Одни стекляшки и железки нужны нам на каждой съёмке, другие востребованы намного реже. Есть и редко применяемые устройства, но обойтись без которых сложно.

Таким нечасто применяемым фотографическим изделием можно назвать и тилт-шифт объектив. Тилт-шифт (tilt-shift) оптика (слово tilt переводится с английского как "смещение", а слово "shift" написано прямо на вашей клавиатуре) позволяет управлять перспективой, что является настоящей находкой, например, при фотосъёмке архитектуры . Проявляется этот эффект за счёт сдвига оптической группы линз относительно плоскости матрицы или плёнки. Напомним, что при архитектурной съёмке крайне важно держать плоскость светочувствительного элемента строго параллельно фасаду здания, что приводит сразу к двум сложностям. Во-первых, половина кадра становится неинформативна (если не считать полезной частью фотографии матушку-землю под ногами фотографа); во-вторых, здание может элементарно не поместиться в границы кадра. Если же сфотографировать высокий объект с уровня земли, просто вписав его в рамки кадра, то неизбежен характерный завал стен. И если наш глаз (а точнее говоря, мозг) успешно "корректирует" эти искажения в реальном времени, то сторонний наблюдатель видит просто неопрятные картинки, на которых дом "падает", и кривизне прямых в реальности стен может позавидовать Пизанская башня.

Конечно, толковый фотограф легко скорректирует перспективные искажения в графическом редакторе, то гораздо проще снимать "правильно" сразу, не тратя драгоценное время на обработку. Среди недостатков "аппаратного" подхода можно назвать значительную стоимость тилт-шифт оптики. Популярный tilt-shift объектив Canon TS-E 24mm f/3.5L II стоит порядка 70 000 рублей, а TS-E 45 f/2.8 того же производителя - около 50 000.

Важной особенностью тилт-шифт объективов , не имеющей программных аналогов, следует назвать возможность управления ГРИП - глубиной резко изображаемого пространства. Некоторые виды фотосъёмки (например, предметная съёмка) крайне критичны к этому параметру. При предметной фотосъёмке , например, ювелирных изделий, фотограф сталкивается с тем, что весь предмет просто не помещается в "резкую" область, как бы сильно ни была зажата диафрагма. Порой такие картинки приобретают некую художественную недосказанность, но нередко заказчик смело отнесёт их в разряд брака.

Если излишне не загружать читателей теорией tilt-shift оптики, формулами и прочими правилами Шаймпфлюга, на деле всё оказывается довольно просто. Нам нужно "положить" ГРИП вдоль предмета, тем самым добиваясь одинаково резкого изображения всей требуемой зоны. При развитии цифровой техники любой фотограф легко увидит, как "легла" глубина резкости, и при необходимости легко изменит наклон оптической оси. А за удобство надо платить, согласны?

Но чаще же фотограф просто использует тилт-шифт объективы для создания забавных эффектов. Об этих эффектах мы сегодня и поговорим.

Открываем фотографию в Фотошопе. Методика имитации тилт-шифт эффекта несложна; владеющий PS на достаточном уровне способен додуматься сам, для особо ленивых фотографов на сайте www.tiltshiftphotography.net подробно и пошагово описаны все действия. Попробуем повторить. Конечно, годится любая фотография, но лучше выбрать такой сюжет, чтобы тилт-шифт эффект работал на общую идею, а не против неё. Хорошо будет заметен результат на фотографиях крупных, масштабных объектов - железнодорожной станции, здания, улицы. В идеальном случае фотография должна быть выполнена с некоторым наклоном к поверхности земли, с высоты. В качестве примера я выбрал фотографию Исаакиевского собора, которую сделал с борта вертолёта весной этого года:

Теперь жмём "Q" - выходим из режима маски. Красная зона исчезла, на фотографии стало заметно пунктирное выделение:

В результате нехитрых манипуляций картинка становится игрушечной! Эффект тилт-шифт объектива создаем иллюзию, что на фотографии на настоящий город, а макет:

Наиболее въедливые, но не желающие тратить на tilt-shift оптику свои честно заработанные деньги для пущего эффекта могу поиграть ползунками уровней и насыщенности, а также невредно поднять резкость - тилт-шифт эффект станет более заметным. Готово, наслаждайтесь!

Хочется поиграть с tilt-shift, но лень разбираться с Фотошопом? Да нет проблем. Вы без труда найдёте онлайн-сервисы, позволяющие создать тилт-шифт эффект без освоения многочисленных премудростей обработки - просто загрузите фотографии на сайт, и получите на выходе свои же обработанные картинки; у зрителя будет создаваться вполне убедительное ощущение, что они сняты именно тилт-шифт объективом.



Забавный эффект этот самый тилт-шифт? Несомненно. Следует ли применять его часто? Вряд ли. Как и в случае с любым другим фотографическим инструментом и методикой, tilt-shift и всяческие "закосы" под него уместны далеко не всегда - всё зависит от стоящей перед фотографом художественной задачи. Таким образом легко придать гротескность привычным картинкам, достигнуть иллюзии игрушечного мира. Нужно ли это в данный конкретный момент вашим картинкам - решать только вам.

Удачи вам и множества замечательных фотографий.

Материала мы обсуждали проблемы достижения нужной ГРИП в предметной макросъемке и возможные пути решения (как работающие, так и не очень).

Сегодня мы поговорим об одном из самых «честных» способов увеличения ГРИП — о применении тилт-шифт оптики .

Этот метод далеко не универсален и работает только тогда когда нужно положить в ГРИП протяженную поверхность, стоящую под углом к камере.

Обычная оптика позволяет получать резкой лишь плоскость, параллельную матрице или пленке. Она вполне справляется со съемкой фронтальных ракурсов изделий, но оказывается бессильной, когда предмет снимается под углом:

Здесь и приходит на помощь оптика с подвижками .

Оптическая схема тилт-шифт объективов в принципе такая же, как и всей остальной фикс-фокальной оптики:


Но в тилт-шифтах имеется механизм (шарнир c верньерой), который позволяет наклонять оптическую ось относительно байонета камеры:

Для изменения направления наклона в такой оптике обычно передняя часть вращается еще и относительно байонета:


Также имеется и механизм сдвига (шифт), который полезен для исправления перспективных искажений, в том числе и в предметке, но сегодня в контексте управления ГРИП мы его рассматривать не будем.

Если посмотреть на классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E , который наиболее часто используется для предметки в системе Canon, можно заметить, что наклоняется он в довольно незначительных пределах — всего на 8 градусов в каждую сторону:


Каким же образом такой небольшой наклон помогает нам компенсировать углы наклона снимаемых изделий вплоть до 90 градусов?

Здесь в силу вступает правило Шаймпфлюга , которое наглядно показано на рисунке:


В системе, где оптическая ось отклоняется от вертикали,
ГРИП представляет собой клин, постепенно расширяющийся по мере удаления от камеры.

Таким образом, зависимость ГРИП от дистанции фокусировки (масштаба) и от диафрагмы работает и в системах с подвижками, за тем лишь исключением, что плоскость ГРИП здесь наклонна, а ширина не постоянна, а увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.

Несложно увидеть, что для компенсации наклона изделия в 45 градусов объектив достаточно наклонить всего на 8-10 градусов. Более точные значения выводятся из громоздких формул, о которых можно почитать в Википедии .
А была весьма пространная дискуссия, в процессе которой пытались вывести набор единых формул.

Фотограф-практик же обычно обходится без вычислений, подбирая угол интуитивно и визуально.

Многие фотографы испытывают трудности с тилт-шифт оптикой, не понимая принципов ее работы.
Поэтому я создал сцену из миллиметровой бумаги и снял ее с разными наклонам и без, чтобы наглядно продемонстрировать работу тилт-шифт объектива.

Вот так выглядит объект, снятый на диафрагме f/2.8 без наклонов , с фокусировкой по ближнему к зрителю углу. Видно, что ГРИП составляет при этом не более 1 см:

Если наклонить оптическую ось объектива вниз, то плоскость фокусировки станет параллельна поверхности кубика, и вся верхняя грань окажется в резкости, тогда как ГРИП будет убывать вверх и вниз:


В общих чертах помимо правила Шаймпфлюга принцип наклонов можно сформулировать так:

Передняя линза объектива в своем наклоне должна как бы стремиться к наклону снимаемой поверхности.

При необходимости для этого объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг оси.
На этом кадре объектив сперва повернут на 90 градусов по часовой стрелке и затем наклонен против часовой стрелки, влево, следуя наклону боковой стенки кубика:

При изменении дистанции фокусировки плоскость ГРИП сдвигается вверх или вниз. Это наглядно продемонстрировано в анимации в шапке поста:

При работе с современными камерами, где есть режим live view , нет никакой необходимости математически рассчитывать наклоны, живая картинка с матрицы даже при двукратном увеличении покажет, как лежит плоскость ГРИП, остается только внести поправки, держа в голове описанный выше принцип.

Для наклонов тилт-шифт оптика должна обеспечивать покрытие значительной площади. Однако при сильных наклонах падение резкости к краю кадра, особенно на открытых диафрагмах, может оказаться довольно серьезным. Этот момент нужно учитывать и не наклонять объектив сверх необходимого, а также располагать изделие посередине кадра для достижения максимальной резкости.

Когда фотографируешь крошечные здания подобные тем, которыми украшаются модели железной дороги, объектив находится близко к снимаемым объектам. Как результат, получается маленькая глубина резко изображаемого пространства (прим. переводчика - о влиянии дистанции съёмки на «размытие» фона Вы можете узнать из статьи ). Строения, которые наведены на резкость изображаются чёткими на снимках. А те объекты, которые располагаются ближе или дальше плоскости фокусировки изображаются сильно «размытыми». Из-за «тонкости» плоскости фокусировки, «мгновенном» уменьшении резкости за пределами фокусировочной плоскости изображаемые объекты кажутся миниатюрными.

Вы можете создать такой эффект для обычных сцен со зданиями в натуральную величину. Сделать это можно двумя способами.

Во-первых, подобный эффект получается в съёмке с тилт-шифт объективом. Дополнительно потребуется выбрать высокую точку съёмки, «над» зданиями.

Тилт-шифт объектив позволяет создавать клинообразную область резко изображаемого пространства (ГРИП). Как следствие, в определённой области кадра ГРИП получается крайне маленькой. Таким образом, даже на больших расстояниях до снимаемого объекта и с малым фокусным расстоянием объектива вы можете получить крошечную ГРИП. А если вы поместите в кадр людей и транспортные средства, то они наравне со зданиями будут выглядеть на фотографии словно маленькие фигурки-игрушки.

Однако, тилт-шифт объектив - устройство «не из дешёвых», и требует кропотливой настройки для получения качественного результата. К тому же, расположить нужным образом плоскость фокусировки для заданного ракурса, скорее всего, удастся всего одним способом. То есть без перемещения на другую точку съёмки вы едва ли сможете поэкспериментировать с тем, какие объекты изображать в резкости, какие «в размытии».

Во-вторых, вы можете сымитировать эффект тилт-шифт объектива, не учитывая особенности последнего. Сделать это можно средствами Photoshop - фильтром размытия, слоями и масками. Инструменты «Градиентная заливка» и «Кисть» помогут уточнить маски. Как следствие, вы сможете создать произвольный рисунок «размытия», получая преимущества перед применением тилт-шифт объектива.

Шаг #1: Продублируйте слой с исходным изображением

Откройте снимок с помощью Photoshop Elements (или Photoshop).

Если панель «Слои» (Layers) не отображается, «включите» её с помощью команды главного меню «Окно» > «Слои» (Window > Layers).

В панели «Слои» вы можете видеть, что слой, содержащий исходное изображение (называется «Фон» или «Background»), заблокирован.

Наведите курсор на этот слой, зажмите левую кнопку мыши и, не отпуская, наведите курсор на пиктограмму, обозначающую создание нового слоя (Create New Layer). Последняя располагается в ряду пиктограмм внизу панели «Слои». Отпустите левую кнопку мыши. В итоге вы создадите слой-дубликат исходной фотографии. Он будет располагаться в панели «Слои» над слоем «Фон» («Background») и называться «Фон копия» («Background copy»).

Шаг #2: «Размойте» слой

Выделите вновь созданный слой, подведя курсор к его пиктограмме в панели «Слои» и нажав левую кнопку мыши.

В главном меню выберите команду «Фильтр» > «Размытие» > «Размытие по Гауссу» (Filter > Blur > Gaussian Blur). С помощью данного фильтра вы сможете «размыть» изображение.

В появившемся диалоговом окне с настройками фильтра размытия установите значение параметра «Радиус» (Radius) равным ровно 7 пикселям. Нажмите кнопку «ОК» в окне.

Теперь вы сможете использовать модифицированный слой-изображение для создания областей размытия «перед» и «за» объектами в резкости.

Шаг #3: Добавьте маску слоя

Нажмите левой кнопкой мыши «над» пиктограммой «Добавить маску слоя» (Add Layer Mask). Пиктограмма-кнопка располагается внизу панели «Слои».

Выберите инструмент градиентной заливки (Gradient tool) в панели «Инструменты» (Tools). Нажмите кнопку «Редактировать» (Edit), расположенную в верхней правой части окна программы. Появиться диалоговое окно с настройками градиентной заливки (Gradient Editor).

Выберите во вновь появившемся окне готовый набор параметров, который называется «от переднего плана к заднему плану» (Foreground to Background). Проверьте по соответствующей пиктограмме в нижней части панели «Инструменты», что в качестве основного цвета (Foreground color) установлен чёрный цвет, а не белый. Если это не так, нажмите клавишу «Ч» («X») на клавиатуре, чтобы поменять местами основой и дополнительный цвета.

Измените тип градиента, выберите отражённый градиент (Reflected Gradient). Соответствующая пиктограмма-кнопка расположена в панели настроек (Option bar) градиентной заливки в верхней части программы.

Проверьте, что активной является слой-маска, которую вы создали чуть раньше. Затем установите курсор примерно в центральной части изображения. Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая её, отведите курсор немного по диагонали вниз или вверх изображения. Отпустите кнопку мыши. В центре «размытого» изображения появится «чёткая» область в виде узкой полоски.

Шаг #4: Скорректируйте маску

Вы можете перерисовывать маску с помощью градиентной заливки столько раз, сколько вам потребуется для достижения желаемого эффекта.

Чтобы выделить интересные объекты, в нашем случае мы хотим сделать «чёткой» белую церковную башенку в правой части снимка, выберите инструмент «Кисть» (Brush).

Установите основной цвет (Foreground color) равным чёрному цвету. Рисуйте по маске в тех местах, которые хотите изобразить в резкости. Наоборот, если хотите дополнительно «размыть» какие-то объекты, рисуйте белым цветом. Меняйте местами основной и дополнительный цвета с помощью клавиши «Ч» («X») на клавиатуре.

21.12.2014 11395 Справочная информация 0

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости сенсора. В результате этого теряется соответствие центров перспектив объектива и изображения. В результате получается эффект, соответствующий смещению кадрирования от центра изображения к краю в объективах с широким углом обзора.

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). При этом сенсор запечатлевает не всё круговое изображение целиком, а часть его - центральное прямоугольное кадрирование. Для расширения угла зрения используются несколько снимков.

Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.

Обратной стороной медали является то, что объективы с функцией сдвига имеют более значительные размеры и массу по сравнению с обычными объективами (при тех же значениях фокуса и наибольшей диафрагме). Помимо этого при значительном сдвиге в поле зрения попадут те части кругового изображения, которые имеют уже ухудшенное качество. Но тут надо сказать, что на обычном объективе постоянно доступное изображение часто бывает не лучшего качества. Tilt/shift объектив c фокусным расстоянием 24 мм соответствует по своим оптическим данным обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм в связи с одинаковым размером кругового изображения. А из этого следует, что tilt/shift объектив с фокусом 24 мм уступает по качеству полученного оптического изображения обычному объективу с фокусом 24 мм. Это и понятно - чем больше угол зрения, тем качество ниже.

В маркировке объективов, допускающих только сдвиг оптической оси в поперечном направлении, присутствуют буквы PC, означающие управление перспективой (англ. Perspective Control, Perspective Correction). При наличии дополнительной возможности наклона оптической оси, объектив чаще всего маркируется аббревиатурой TS, означающей сдвиг и наклон.

Пример использования

Например, необходимо снять и цветы на переднем плане, и замок на заднем плане.

Красной линией помечена зона наилучшего фокуса. Как видите, только на F16 нам удается захватить и то и другое в глубину резкости. Но при этом оба объекта находятся на границах ГРИП и не будут идеально резкими. Не говоря уже о том, что F16 — значение диафрагмы объектива, которое превышает дифракционный лимит для большинства современных камер и потому тоже вносит свою лепту в снижение резкости фото.