Что такое информационные ресурсы. Информационный ресурс и его составляющие. Контрольные вопросы и задания

Информация может поступать практически из любого места - СМИ, блогов, личного опыта, книг, журналов и газетных статей, мнений экспертов, энциклопедий и даже развлекательных сайтов. Каждый из перечисленных источников можно определить как информационный ресурс.

Это сведения, которые мы пытаемся получить в качестве ответа на наши вопросы. Источник ответа будет разниться в зависимости от того, какой вопрос мы задали. Использование информационных ресурсов сегодня все более и более переносится в интернет, что вполне естественно. Какие используются наиболее часто?

Журнал

Журнал представляет собой сборник статей и изображений на различные популярные темы, а также отображений текущих событий. Как правило, эти статьи написаны журналистами или учеными и ориентированы на среднего взрослого человека. Для чего могут использоваться журналы?

  • чтобы найти информацию или мнения о популярной культуре;
  • чтобы найти последнюю актуальную информацию о текущих событиях;
  • прочитать общие статьи для людей, которые не обязательно являются специалистами по данной теме.

Журналы могут охватывать очень серьезный материал и иметь узкую специализацию. Несмотря на то что доступ к информационному ресурсу такого типа открыт всем, зачастую они представляют интерес лишь для отдельной группы людей. Такой журнал представляет собой сборник статей, написанных, как правило, учеными в академической или профессиональной сфере. Редакция рассматривает статьи, чтобы решить, должны ли они быть приняты. Статьи в журналах могут охватывать очень конкретные темы или узкие области исследований. Такой (что такое узкая сфера деятельности, в объяснении не нуждается) может использоваться:

  • при выполнении научных исследований;
  • чтобы выяснить, что было изучено по той или иной теме;
  • чтобы найти источники, которые указывают на другие соответствующие исследования по данной теме.

База данных

База данных содержит цитаты из статей в журналах и газетах. Они могут также содержать ссылки на подкасты, блоги, видео и другие типы носителей. Некоторые базы данных содержат тезисы или краткие резюме статей, в то время как другие содержат полные тексты. В настоящее время они выглядят как электронные информационные ресурсы и могут использоваться для поиска как общих сведений, так и узкоспециальных.

Газеты

Газета представляет собой сборник статей о текущих событиях, как правило, публикуемых ежедневно. Поскольку они выпускаются по крайней мере по одной в каждом городе, это отличный местный информационный ресурс. Что такое газета как источник сведений? Итак, она помогает:

  • найти актуальную информацию о международных, национальных и местных мероприятиях;
  • найти редакционные статьи, комментарии, экспертные или популярные мнения.

Каталоги

Каталоги представляют собой организованные информационные системы и ресурсы, в которых каждый элемент имеет название и может быть найден по упорядоченному перечню названий. Каталог укажет на местоположение конкретного источника или группы источников по вашей теме. Они могут помочь:

  • выяснить, какими источниками библиотека или сайт владеют по вашей теме (сегодня преобладают электронные библиотеки, следовательно, каталоги в наши дни - это информационные ресурсы интернета);
  • найти, где конкретный элемент находится в библиотеке.

Книги

Книги охватывают практически любую тему и могут быть как научными, так и художественными. Для исследовательских целей, вам, вероятно, будут необходимы книги, которые синтезируют всю информацию по одной теме (для поддержки конкретного аргумента или диссертации). Кроме того, книги - это наиболее распространенные образовательные информационные ресурсы как в сети, так и офлайн. Они необходимы:

  • при поиске большого объема информации на одну тему;
  • для сравнения определенной темы в контексте с другими важными вопросами;
  • поиска исторической информации;
  • поиска различных резюме и результатов исследований.

Энциклопедия

Энциклопедии - это сборники коротких фактических записей, часто написанных разными участниками, которые хорошо разбираются в той или иной теме.

Существует два типа энциклопедий: общие и тематические. Общие справочники предоставляют краткие обзоры по широкому кругу тем. Предметные энциклопедии содержат углубленные элементы фокусировки на одной области исследования. Они используются:

Веб-сайты

Система позволяет получить доступ к большинству типов информации в интернете через браузер. Одной из главных особенностей сети является возможность быстро связаться с другим источником соответствующей информации. Веб-система содержит информацию в других форматах, помимо обычного текста, в том числе в виде звуков, изображений и видео. Таким образом, сайты, как информационные ресурсы интернета, могут иметь самую разную форму и нужны, чтобы:

  • найти актуальную информацию;
  • получить сведения о конкретном объекте;
  • изучить экспертные и популярные мнения на разные темы;
  • заняться хобби и найти личные интересы.

Итак, можно заметить, что информация и информационные ресурсы в наши дни используются наиболее часто именно в сети Интернет. Причиной тому служит развитие Всемирной сети, но так ли это было ранее?

История развития интернет-ресурсов

Концепция информационного ресурса в сети эволюционировала в течение истории веб-поиска, начиная с раннего понятия статических адресуемых документов или файлов. В настоящее время это понятие охватывает конкретный источник, который может быть идентифицирован, имеющий название и адрес в интернете или в какой-либо сетевой системе.

Информационный ресурс - что такое понятие означало в начале развития Сети?

В начале развития спецификации сайтов (1990-1994 годы) такого определения еще не существовало. Сайты загружались в Сети в виде более или менее статических адресуемых объектов, в основном в форме файлов и документов, связанных с использованием единых локационных средств (URL). Веб-ресурс неявно определяется как нечто такое, что может быть идентифицировано. Идентификация при этом выполнялась двумя способами: присвоением названий и адресов, причем последнее было в зависимости только от протокола. На тот момент появление объекта в URI, URL и URN еще не воспринималось как информационный ресурс в современном виде.

С развитием интернет-технологий к концу 1990 годов информационным ресурсом в сети стали называть все, что имеет идентичность. В это понятие включали изображение, услугу (например, прогноз погоды онлайн), а также систему других источников. Таким образом, ресурс может оставаться постоянным, даже если его содержание изменяется с течением времени, при условии что концептуальное отображение не изменяется в процессе.

Формат RDF

Будучи впервые выпущенным в 1999 году, RDF был предназначен для описания ресурсов, другими словами, средством, объединяющим метаданные ресурсов стандартным способом. Описание RDF-ресурса представляет собой набор троек (субъект, предикат, объект), где субъект представляет ресурс, который должен быть описан, т. е. предикат - тип собственности, имеющей отношение к этому ресурсу, и объект - это группа данных или тематика ресурса.

Сам предикат рассматривается как ресурс и идентифицируется URI. Следовательно, такие свойства, как «название» и «автор», представлены в RDF в качестве ресурсов, которые могут быть использованы рекурсивным образом (как субъект других троек). Основываясь на этом принципе, такие RDF-словари, как RDFS, OWL и SKOS, будут накапливать определения абстрактных ресурсов - их классы, свойства, концепции и т. д., которые были определены в URI.

RDF также указывает на определение анонимных ресурсов или пустых узлов, которые не являются отображаемыми в URI.

Использование HTTP URI

URL-адреса, в частности HTTP URI, часто используются для идентификации абстрактных информационных ресурсов. Поскольку такие идентификаторы URI связаны с встал вопрос о том, какой вид идентификации следует получить для таких ресурсов через данный протокол с помощью веб-браузера и может ли синтаксис самого URI помочь дифференцировать «абстрактные» и «информационные» ресурсы? Спецификации URI не дают никакого ответа на этот вопрос. Было высказано предположение о том, что HTTP URI отвечает за идентификацию ресурса в первоначальном смысле - например, файл, документ или любой вид так называемого информационного ресурса должен иметь ключевое слово в своем наименовании.

Как формируется информация для источников?

Образовательные информационные ресурсы (и многие другие тоже) функционируют на сведениях внешних либо внутренних.

Внешняя информация - это данные, которые были получены за пределами какого-либо объекта и носят общий, глобальный характер. Такая информация зачастую может быть неполной и противоречивой. В качестве примера можно привести сведения о состоянии рынка, о конкуренции в разных сферах бизнеса, о различных техниках продаж и так далее.

Внешнюю информацию можно получить из таких источников, как:

  • Средства массовой информации - журналы на определенную газеты и тому подобное.
  • Специализированная информация на определенную тему - к примеру, экономические сведения о курсах валют и состоянии валютного рынка на сайте Центробанка.
  • Специфическая информация - сегодня для ее получения используют поисковые системы интернета либо различные каталоги.
  • Информация от госорганов - законодательство и тому подобное.

Внутренняя информация - это данные, формируемые внутри какой-либо организации или объекта. К таковой можно отнести, например, сведения о наличии средств и ресурсов в какой-либо организации. Еще одним примером таковых данных могут послужить разного рода внутренние статистики и подсчеты.

В наш компьютеризированный век особое место в жизни общества занимает понятие информации. Применяемые на современном этапе развития человечества параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны. Именно поэтому можно встретить несколько типов разделения информационных данных на классы и группы. Однако в общих чертах классификация для любого метода их разделения практически одинакова. Разница может состоять только в некоторых условных критериях, когда некоторые типы информационных ресурсов (ИР) могут быть отнесены к какой-то группе по субъективным признакам.

Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

  • личные;
  • корпоративные;
  • бизнес-ресурсы;
  • политические;
  • образовательные;
  • культурные;
  • ресурсы организаций и учреждений;
  • услуги и сервисы;
  • развлечения;
  • спорт;
  • отдых;
  • доски объявлений;
  • хранилища ПО и мультимедиа и т. д.

Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.

Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).

Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.

В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.

С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.

Типы субъектов в понятии ИР

Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:

  • граждане государств или лица без гражданства;
  • организации;
  • органы власти государства любого уровня.

Классификация по содержанию

Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР - по содержанию - как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:

  • тематические и научные публикации;
  • справочная информация;
  • реклама;
  • новости;
  • библиографические публикации.

Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:

  • деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
  • социально-политическая и юридическая информация;
  • научно-техническая информация;
  • потребительская и другая массовая информация;
  • электронные сделки;
  • вычислительная техника и коммуникации.

Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.

Главные типы электронной информации

Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

  • онлайн - непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
  • офлайн - использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.

В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:

  • коммерческое ПО;
  • свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
  • условно-бесплатное ПО (shareware).

В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.

Понятие электронного документа

Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи - коммуникационные и сетевые инструменты.

Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.

в интернете

Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.

Здесь представлено несколько основных критериев:

  • форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
  • языковой и территориальный признак;
  • содержание и т. д.

Типы интернет-ресурсов

Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на дополнительных типов интернет-ресурсов.

Как правило, среди критериев выделяют следующие:

  • полнота и функциональное содержание;
  • принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
  • степень доступности.

В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).

При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.

Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).

Информационные услуги

Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.

Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).

Защита ИР

И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.

Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или (файрволов - программных или "железных"), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов в целом, могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры.

Тематика информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, медицинская и прочие.

Форма собственности - государственная, общественных организаций, акционерная и частная.

Доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная.

Принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т.п..

Источник информации - официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п..

Назначение и характер использования - массовое, региональное, ведомственное и т.п..

Форма представления - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.

Вид носителя - бумажная, электронная.

Формы информационных ресурсов

Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме информационного ресурса относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, то есть не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные формы информационного ресурса: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационного ресурса имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект - конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационного ресурса непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы информационного ресурса - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

Информационное общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

>>Информатика: Информационные ресурсы современного общества

§ 48. Информационные ресурсы современного общества

Основные темы параграфа:

♦ понятие информационных ресурсов;
♦ национальные информационные ресурсы;
♦ виды национальных информационных ресурсов.

Понятие информационных ресурсов

Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы , необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.

Информационные ресурсы - это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (например, иссякают нефтяные месторождения, расходуются финансовые ресурсы ). Информационным ресурсом можно пользоваться многократно. Кроме того, использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

Национальные информационные ресурсы

Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах, включающих библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническую , отраслевую информацию, информацию государственных (властных) структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.

Виды национальных информационных ресурсов

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек. Библиографическая регистрация и статистический учет выходящей в стране всей печатной продукции осуществляется Российской книжной палатой. Библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование информационных технологий: создаются электронные каталоги, специализированные (библиографические) базы данных . В ряде центральных библиотек сформированы собственные электронные информационные ресурсы. Начался процесс публикации этих ресурсов через Интернет.

Архивы хранят материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн документов. В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных.

Во всех развитых странах существуют специализированные центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Примером такого центра в нашей стране является ВИНИТИ РАН - Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Этот информационный центр генерирует 60-70% всей научно-технической информации в России. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества.

Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости, медицинского и социального страхования . Например, основу информационных ресурсов в области образования составляют библиотеки вузов - высших учебных заведений (университетов, институтов, академий), общий фонд которых составляет более 300 млн экземпляров. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть. В сети Интернет отражена информация о большинстве российских вузов.

Следует отметить, что сегодня информационные ресурсы по своей значимости сопоставимы с другими ресурсами (материальными, сырьевыми, энергетическими, финансовыми). Об этом свидетельствует тот факт, что они становятся товаром, стоимость которого сопоставима со стоимостью других ресурсов. Для развитых стран характерно увеличение объема потребления из-за рубежа природных ресурсов (газ, нефть и пр.) в обмен на экспорт своих информационных ресурсов (научно-технических знаний, информационных технологий).

Коротко о главном

Информационные ресурсы - это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает. Информационным ресурсом можно пользоваться многократно.

К национальным информационным ресурсам относятся: фонды библиотек и архивов, центры научно-технической информации, отраслевые информационные ресурсы, информационные ресурсы социальной сферы, в том числе сферы образования.

Вопросы и задания

1. В чем основное отличие информационных ресурсов от материальных?
2. Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов.
3. Назовите, какими видами информационных ресурсов вам приходится (или приходилось) пользоваться.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Подготовка к урокам и все это бесплатно, скачать или готовиться онлайн , скачать конспекты информатики , лекции уроков, бесплатные учебники, готовое домашнее задание по информатике 9 класс

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,