Какая служба называется всемирной паутиной. Что такое всемирная паутина

Изначально интернет представлял собой компьютерную сеть для передачи информации, разработанную по инициативе Министерства обороны США. Повод дал запущенный Советским Союзом в 1957 году первый искусственный спутник Земли. Американские военные решили, что в таком случае им необходима сверхнадежная система связи. ARPANET недолго была тайной и вскоре стала активно использоваться различными отраслями науки.

Первый удачный сеанс удаленной связи был проведен в 1969 году из Лос-Анджелеса в Стэнфорд. В 1971 году была разработана мгновенно обретшая популярность программа для отправки электронной почты по сети. Первыми иностранными организациями, подключившимися к сети, находились в Великобритании и Норвегии. С проведением трансатлантического телефонного кабеля в эти страны ARPANET стала международной сетью.

ARPANET была, возможно, более совершенной, но не единственной системой связи. И только к 1983 году, когда американская сеть наполнилась первыми новостными группами, досками объявлений и перешла на использование TCP/IP протокола, позволившего интегрироваться в другие компьютерные сети, ARPANET стал Интернетом. Буквально через год это звание стало постепенно переходить к NSFNet - межуниверситетской сети, имевшей большую пропускную способностью и набравшей в годовой период 10 тыс. подключенных компьютеров. В 1988 появился первый интернет-чат, а в 1989 Тим Бернерс-Ли предложил концепцию всемирной паутины.

World Wide Web

В 1990 году ARPANET окончательно проиграла NSFNet. Стоит заметить, что обе они разрабатывались одними и теми же научными организациями, только первая - по заказу оборонных служб США, а вторая - по собственной инициативе. однако эта конкурентная пара повлекла за собой научные разработки и открытия, сделавшие реальностью всемирную паутину, которая в 1991 году стала общедоступна. Предложивший ее концепцию Бернерс Ли в течение следующих двух лет разработал протокол HTTP (гипертекст), язык HTML и идентификаторы URL, которые более знакомы обычным пользователям как интернет-адреса, сайты и страницы.

Всемирная паутина - это система, предоставляющая доступ к файлам компьютера-сервера, подключенного к интернету. Отчасти поэтому сегодня понятия паутины и интернета часто подменяют друг друга. На самом же деле, интернет является технологией связи, неким информационным пространством, а всемирная паутина наполняет его. Состоит эта паучья сеть из многих миллионов веб-серверов - компьютеров и их систем, отвечающих за работу веб-сайтов и страниц. Для доступов к ресурсам паутины (загрузки, просмотра) с обычного компьютера используется программа браузер. Веб, WWW - синонимы Всемирной паутины. Пользователи WWW исчисляются миллиардами.

Интернет сегодня прочно вошёл в нашу жизнь. Но имя Тим Бернерс Ли мало кому знакомо. А между тем это именно тот человек, кто создал интернет – Всемирную паутину, без которой многие даже не представляют своей жизни.

Биография Тимоти довольна проста: родился он в 1955 году, в июне месяце, 8 числа. Родина его – Лондон. Родителями Тима были математики-программисты Конвэй Бернерс-Ли (отец) и Мэри Ли Вудс (мать). Оба родителя работали в одном университете (Манчестерском) над созданием электронной вычислительной машины, обладающей оперативной памятью – «Manchester Mark I».

Само собой разумеется, что маленький Тим, видя занятия взрослых, играл, сооружая из пустых коробок маленькие макеты компьютеров. Да и рисовал Тим в основном на компьютерных перфокартах – этаких картонках с дырочками, первых носителях информации.

Годы учёбы

Учился Тим Бернерс в престижной школе Эмануэл-Скул, где его увлечение конструированием и математикой, успехи в изучении, удивляли всех. Биография его имеет такую запись: «Годы учёбы в школе – 1969-1973 гг»

Однако по окончании школы в 1973 году при поступлении в Королевский колледж при Оксфордском университете Тим Бернерс принял решение стать физиком.

И вот тут снова проснулась детская тяга к компьютерам у Тима Бернерса-Ли – в биографии будущего первооткрывателя интернета появляется интересный факт. Взяв процессор Motorola M6800 и обычный телевизор, Тим умудрился спаять из них свой первый компьютер.

Как биография любого озорного мальчишки, биография Тимоти Джон Бернерс-Ли имеет увлекательные страницы, раскрывающие личность с не совсем приглядной стороны. Собственно, осуждать юношу за взлом базы данных университетского компьютера было опрометчиво – это являлось всего лишь фактом любознательности и проверки своих сил. Но в результате Тим получил строгое предупреждение от ректора и запрет на пользование компьютером в университете.

Работа


В 1976 году Тимоти Бернерс-Ли заканчивает Оксфордский университет с отличием и получает степень бакалавра-физика. Переехав в Дорсет, будущий создатель интернета устраивается в корпорацию «Plessey». Здесь Тим Бернерс занимается тем, что программирует системы передачи информации, распределения транзакций и создаёт технологию штрих-кодов.

В 1978 году Тимоти Джон Бернерс-Ли меняет место работы. В компании «D.G Nash Ltd» изменяется и круг его обязанностей: теперь Тим Бернерс создаёт программы для принтеров и многозадачных систем.

В Швейцарию Тим Бернерс-Ли был приглашён в 1980 году, где в Европейской организации по ядерным исследованиям будущий создатель интернета работает консультантом по программному обеспечению. Именно в Швейцарии Тим Бернерс после работы начинает трудиться над программой Enquire – основой основ World Wide Web.

В 1981 году Тим Бернерс-Ли поступает на работу в «Image Computer Systems Ltd», где успешно занимается графическим и коммуникативным программным обеспечением и архитектурой систем реального времени. Позднее, в 1984 году будущий создатель интернета приступает к разработке системы реального времени, которая призвана служить для сбора научной информации. Параллельно Тим Бернерс-Ли разрабатывает приложения компьютерной технологии, ускоряющие частицы, а также другое научное оборудование.

На вопрос, в каком году создали Всемирную паутину –интернет, можно ответить, что в 1989 году. Именно тогда Тим Бернерс-Ли предлагает своему руководству идею World Wide Web, в основу которой положена концепция Enquire. Это было началом изобретения интернета. Название «Всемирная паутина» придумал сам, опираясь на связывание самых разных гипертекстовых веб-страниц при помощи гипер-ссылок, протокола передачи данных. Ранее эти протоколы использовали в военной сети США ARPANET. Он, а также протокол университетской сети NSFNET, и стали предшественниками Всемирной паутины, благодаря им появился интернет.

А теперь выступление того, кто создал интернет в видео (на английском, но с субтитрами):

Рождение Всемирной паутины


В замечательном 1989 году протокол получил новую сферу деятельности: им стали пользоваться для обмена почтой и общения в реальном времени, в коммерческих целях и чтения новостных групп. Идея, которую предложил Тим Бернерс-Ли, была принята руководителем Майком Сэнделлом. Но крупных средств для работы Тим Бернерс не получил, лишь предложение провести эксперименты на одном из персональных компьютеров фирмы NeXT.

Несмотря на трудности, Тим Бернерс успешно справляется с поставленной перед собой задачей: он разрабатывает первый в истории веб-сервер и первый веб-браузер. Его таланту разработчика обязаны своим появлением редактор страниц WorldWideWeb, стандартизированный способ записи адреса сайта в Интернете, язык HTML и протокол прикладного уровня передачи данных.

В следующем году Тим Бернерс-Ли получил помощника – бельгийца Роберта Кайо. Благодаря ему интернет-проект получил финансирование. Также Роберт взял на себя все организационные вопросы. Несмотря на активное участие в разработке и продвижении проекта, в историю вошёл главный создатель интернета – Тим Бернерс-Ли – имя которого почитают все программисты мира. Роберт Кайо не оставил за собой права на взимание платы за использование изобретения и был незаслуженно забыт.

Позднее, в 1993 году, Тим Бернерс-Ли создал несколько браузеров под различные операционные системы, что увеличило долю World Wide Web (WWW) в совокупном интернет-трафике.

Интересен тот факт, что ранее Университетом Миннесоты был разработан протокол Gopher, который вполне мог стать альтернативой современного интернета. Но Тим Бернерс-Ли оспаривает этот факт, выдвигая мнение о том, что тот протокол не выдержал бы конкуренции с World Wide Web (WWW) из-за того, что создатели данного проекта требовали за его внедрение платы.

Мировая информационная паутина

Всемирная паутина -- распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово «веб» (перевод с английского web означает «паутина») и аббревиатуру WWW. Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединённых общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы -- браузеры. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и взрыв в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же.

История всемирной паутины

Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли и, в меньшей степени, Роберт Кайо. Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP, URI/URL и HTML. В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр», которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины. В 1989 году, работая в CERN над внутренней сетью организации, Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина.

Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных CERN. Для осуществления проекта Тимом Бернерсом-Ли были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал, технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Но, всё же, официально годом рождения Всемирной паутины нужно считать 1989 год. В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер httpd и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся WorldWideWeb. Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором, его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года.

Структура и принципы Всемирной паутины

Всемирная паутина вокруг Википедии

Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети Интернет , расположенных по всему миру. Веб-сервер является программой , запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier ). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator ). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System ) - доменное имя (или непосредственно -адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее - одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного веб-сервера.

Для обзора информации, полученной от веб-сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа - веб-браузер . Основная функция веб-браузера - отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки . Большая часть информации в Вебе представляет собой именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language ), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, ма́стера по разметке называют веб-мастером или вебмастером (без дефиса). После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл , такой HTML-файл является основным ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт . В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки веба основаны на технологии URL.

Технологии Всемирной паутины

Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS , которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, - система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name ).

Популярная концепция развития Всемирной паутины - создание семантической паутины . Семантическая паутина - это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина - это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования . Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса, в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework ), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области - это RDFS (англ.) русск. (англ. RDF Schema ) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language ) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

История Всемирной паутины

Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли и в меньшей степени, Роберт Кайо . Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP, URI/URL и HTML. В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN ) консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр» (англ. Enquire , можно вольно перевести как «Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.

Первый в мире веб-сайт был размещён Бернерсом-Ли 6 августа 1991 года на первом веб-сервере доступном по адресу http://info.cern.ch/, (). Ресурс определял понятие Всемирной паутины , содержал инструкции по установке веб-сервера, использования браузера и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

На первой фотографии во Всемирной паутине была изображена пародийная филк -группа Les Horribles Cernettes . Тим Бернес-Ли попросил их отсканированные снимки у лидера группы после CERN Hardronic Festival.

И всё же теоретические основы веба были заложены гораздо раньше Бернерса-Ли. Ещё в 1945 году Ванна́вер Буш разработал концепцию Memex (англ.) русск. - вспомогательных механических средств «расширения человеческой памяти ». Memex - это устройство, в котором человек хранит все свои книги и записи (а в идеале - и все свои знания, поддающиеся формальному описанию) и которое выдаёт нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью. Оно является расширением и дополнением памяти человека. Бушем было также предсказано всеобъемлющее индексирование текстов и мультимедийных ресурсов с возможностью быстрого поиска необходимой информации. Следующим значительным шагом на пути ко Всемирной паутине было создание гипертекста (термин введён Тедом Нельсоном в 1965 году).

  • Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных .
  • Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов , OPML , микроформаты XHTML). Частично семантизированные участки Дерева категорий «Википедии» помогают пользователям осознанно перемещаться в информационном пространстве, однако, очень мягкие требования к подкатегориям не дают основания надеяться на расширение таких участков. В связи с этим интерес могут представлять попытки составления атласов Знания.

Существует также популярное понятие Web 2.0 , обобщающее сразу несколько направлений развития Всемирной паутины.

Способы активного отображения информации во Всемирной паутине

Информация в вебе может отображаться как пассивно (то есть пользователь может только считывать её), так и активно - тогда пользователь может добавлять информацию и редактировать её. К способам активного отображения информации во Всемирной паутине относятся:

Следует отметить, что это деление весьма условно. Так, скажем, блог или гостевую книгу можно рассматривать как частный случай форума, который, в свою очередь, является частным случаем системы управления контентом. Обычно разница проявляется в назначении, подходе и позиционировании того или иного продукта.

Отчасти информация с сайтов может также быть доступна через речь. В Индии уже началось тестирование системы, делающей текстовое содержимое страниц доступным даже для людей, не умеющих читать и писать.

World Wide Web иногда иронично называют Wild Wild Web (дикий, дикий Web) - по аналогии с названием одноименного фильма Wild Wild West (Дикий, дикий Запад) .

См. также

Примечания

Литература

  • Филдинг, Р.; Геттис, Дж.; Могул, Дж.; Фристик, Г.; Мазинтер, Л.; Лич, П.; Бернерс-Ли, Т. (Июнь 1999). «Hypertext Transfer Protocol - http://1.1 » (Information Sciences Institute).
  • Бернерс-Ли, Тим; Брэй, Тим; Конноли, Дэн; Коттон, Пол; Филдинг, Рой; Джекл, Марио; Лилли, Крис; Мендельсон, Ной; Оркард, Дэвид; Уолш, Норман; Уиллиамс, Стюарт (Декабрь 15, 2004). «Architecture of the World Wide Web, Volume One » (W3C).
  • Поло, Лучано World Wide Web Technology Architecture: A Conceptual Analysis . New Devices (2003). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено Июль 31 2005.

Ссылки

  • Официальный сайт Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium (W3C)) (англ.)
  • Tim Berners-Lee, Mark Fischetti. Плетя паутину: истоки и будущее Всемирной паутины = Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web. - New York: HarperCollins Publishers (англ.) русск. . - 256 p. - ISBN 0-06-251587-X , ISBN 978-0-06-251587-2 (англ.)
Другие организации, занимающиеся развитием Всемирной паутины и Интернета в целом

Интернет – это система связи и одновременно информационная система – среда общения людей. В настоящее время существует много определений этого понятия. На наш взгляд одним из определений Интернета, наиболее полно характеризующим информационное взаимодействие населения планеты, является: «Интернет–это сложная транспортно–информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки, например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».

Появление Интернета дало толчок развитию новых информационных технологий, ведущих не только к изменению сознания людей, но и мира в целом. Однако всемирная компьютерная сеть не была первым открытием подобного рода. Сегодня Интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники – телеграф, телефон и радио. Однако в отличие от них, он объединил в себе их достоинства – стал не только полезным для связи между людьми, но и общедоступным средством для получения и обмена информацией. Надо добавить, что и возможности не только стационарного, но и мобильного телевидения стали использоваться в Интернете уже в полной мере.

История Интернета начинается примерно в 60-годы XX века.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети» («Galactic Network»). Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет.

Леонард Клейнрок в июле 1961 г. опубликовал первую статью по теории пакетной коммутации. В статье он представил преимущества своей теории перед существующим принципом передачи данных – коммутацией каналов. В чем различие этих концепций? При коммутации пакетов – отсутствует физическая связь между двумя оконечными устройствами (компьютерами). При этом необходимые для передачи данные разбиваются на части. К каждой части присоединяется заголовок, содержащий полную информацию о доставке пакета по назначению. При коммутации каналов на время передачи информации два компьютера физически соединяются « каждый с каждым». В период соединения происходит передача всего объема информации. Это соединение сохраняется до окончания передачи информации, т. е. также как это и было при передаче информации по аналоговым системам, обеспечивающим коммутацию соединений. При этом коэффициент использования информационного канала минимален.

Для проверки концепции пакетной коммутации каналов Лоренс Робертс и Томас Мерилл в 1965 году соединили компьютер TX-2 в Массачусетс с компьютером Q-32 в Калифорнии с помощью низкоскоростных телефонных коммутируемых линий. Таким образом, была создана первая в истории (хотя и маленькая) нелокальная компьютерная сеть. Результатом эксперимента стало понимание того, что компьютеры с разделением по времени могут успешно работать вместе, выполняя программы и осуществляя выборку данных на удаленной машине. Стало ясно и то, что телефонная система с коммутацией каналов (соединений) абсолютно непригодна для построения компьютерной сети.

В 1969 американское агентство ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) занялось исследованиями по созданию экспериментальной сети «с коммутацией пакетов». Эта сеть была создана и получила наименование ARPANET, т.е. сеть агентства передовых исследовательских проектов. Эскиз сети ARANET, состоящий из четырех узлов – эмбрион Интернета представлен на рис. 6.1 .

На этой ранней стадии велись исследования, как по сетевой инфраструктуре, так и по сетевым приложениям. Одновременно велись работы по созданию функционально полного протокола межкомпьютерного взаимодействия и другого сетевого программного обеспечения.

В декабре 1970 года сетевая рабочая группа (Network Working Group, NWG) под руководством С. Крокера завершила работу над первой версией протокола, получившего название Протокол управления сетью (Network Control Protocol, NCP). После того, как в 1971 – 1972 годах были выполнены работы по реализации NCP на узлах ARPANET, пользователи сети, наконец, смогли приступить к разработке приложений.

В 1972 году появилось первое приложение – электронная почта.

В марте 1972 г. Рэй Томлинсон написал базовые программы пересылки и чтения электронных сообщений. В июле этого же года Робертс добавил к этим программам возможности выдачи списка сообщений, выборочного чтения, сохранения в файле, пересылки и подготовки ответа.

С тех пор электронная почта стала крупнейшим сетевым приложением. Для своего времени электронная почта стала тем же, чем в наши дни является Всемирная паутина – исключительно мощным катализатором роста обмена всех видов межперсональных потоков данных.

В 1974 году Internet Network Working Group (INWG) представила универсальный протокол передачи данных и объединения сетей – TCP/IP. В современном Интернете используется именно этот протокол.

Тем не менее, переход ARPANET с протокола NCP на TCP/IP состоялся только 1 января 1983 года. Это был переход в стиле «Дня X», требующий одновременных изменений на всех компьютерах. Переход тщательно планировался всеми заинтересованными сторонами в течение нескольких предшествующих лет и прошел на удивление гладко (однако, он привел к распространению значка «Я пережил переход на TCP/IP»). В 1983 году перевод ARPANET с NCP на TCP/IP позволил разделить эту сеть на MILNET, собственно сеть для военных нужд, и ARPANET, использовавшуюся в исследовательских целях.

В этом же году произошло еще одно важное событие. Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) разработал доменную систему имен (Domain Name System, DNS). Эта система позволила создать масштабируемый распределенный механизм для отображения иерархических имен компьютеров (например, www.acm.org) в Интернет–адресах.

В этом же 1983 году в университете Висконсии был создан сервер доменных имен (Domain Name Server, DNS). Данный сервер (DNS) автоматически и скрытно от пользователя обеспечивает перевод словарного эквивалент сайта в IP-адрес.

С всеобщим распространением Сети за пределы США появились национальные домены первого уровня ru, uk, ua и т. д.

В 1985 году, Фонд Национальной Науки (NSF) принял участие в создании собственной сети NSFNet, которая вскоре была подключена к Интернету. Первоначально в состав NSF входили 5 суперкомпьютерных центров, впрочем, меньше, чем в APRANET, а скорость передачи данных в каналах связи не превышала 56 кбит/с. В то же время, создание NSFNet стало заметным вкладом в развитие Интернет, поскольку позволило по-новому взглянуть на то, как можно использовать Интернет. Фонд поставил задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключенным» к единой сети, а потому приступили к созданию сети с более быстрыми каналами, которая бы объединила многочисленные региональные и локальные сети.

На основе технологии ARPANET в 1986 г. была создана сеть NSFNET (the National Science Foundation NETwork – Сеть Национального научного фонда), в создании которой приняли непосредственное участие NASA и Министерство энергетики. Было соединено шесть крупных научно-исследовательских центров, оснащенных новейшими суперкомпьютерами, расположенных в разных регионах США. Основной целью этой сети было предоставление научным центрам США доступа к суперкомпьютерам, на основе опорной межрегиональной сети. Сеть работала на базовой скорости 56 Кбит/с. При создании сети стало очевидным, что не стоит даже и пытаться соединить все университеты и исследовательские организации непосредственно с центрами, т. к. проложить такое количество кабеля не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решили создавать сети по региональному принципу. В каждой части страны заинтересованные учреждения соединялись со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютерным центрам через один из своих узлов, таким образом, суперкомпьютерные центры были соединены вместе. При такой конструкции любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения через соседей .

Одна из проблем, существовавшая в то время, заключалась в том, что ранние сети (в том числе ARPANET) строились целенаправленно в интересах узкого круга заинтересованных организаций. Они должны были использоваться замкнутым сообществом специалистов; как правило, этим работа сетей и ограничивалась. Особой потребности в совместимости сетей не было, соответственно, не было и самой совместимости. В это же время в коммерческом секторе начали появляться альтернативные технологии, такие как XNS от компании Xerox, DECNet, а также SNA от IBM. Поэтому под эгидой DARPA NSFNET, совместно со специалистами из подведомственных тематических групп по технологии и архитектуре Интернета (Internet Engineering and Architecture Task Forces) и членами Сетевой технической консультативной группы NSF, были разработаны «Требования к Интернет-шлюзам». Эти требования формально гарантировали совместимость частей Интернета, находящихся в ведении DARPA и NSF. Помимо выбора TCP/IP как основы NSFNet федеральные агентства США приняли и реализовали ряд дополнительных принципов и правил, сформировавших современный облик Интернета. Что очень важно, NSFNET проводило политику «всеобщего и равного доступа в Internet». В самом деле, чтобы американский университет мог получить от NSF средства на подключение к Интернету, он, как было записано в программе NSFNet, «должен обеспечить доступность этого подключения для всех подготовленных пользователей в университетском городке» .

NSFNET поначалу работала вполне успешно. Но настало время, когда она перестала справляться с возросшими потребностями. Сеть, созданная для пользования суперкомпьютерами, позволяла подключенным организациям пользоваться и множеством информационных данных к суперкомпьютерам не относящимся. Пользователи Сети в научных центрах, университетах, школах и т. п. поняли, что им теперь доступно море информации и что они получили непосредственный доступ к своим коллегам. Поток сообщений в Сети нарастал все быстрее и быстрее, пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии.

В 1987 г. NSF передала компании Merit Network Inc. контракт, по которому Merit при участии IBM и MCI должна была обеспечивать управление опорной сетью NSFNET, осуществить переход на более скоростные каналы Т-1 и продолжить ее развитие. Растущая опорная сеть уже объединяла более 10 узлов.

В 1990 году понятия ARPANET, NFSNET, MILNET и др. окончательно ушли со сцены, уступив место понятию Интернет.

Размах сети NSFNET в сочетании с качеством протоколов привели к тому, что к 1990 году, когда окончательно разукомплектовали ARPANET, семейство TCP/IP вытеснило или значительно потеснило во всем мире большинство других протоколов глобальных компьютерных сетей, а IP уверенно становился доминирующим сервисом транспортировки данных в глобальной информационной инфраструктуре.

В 1990 г. Европейская организация по ядерным исследованиям (European Organization for Nuclear Research) организовала крупнейший Интернет-сайт в Европе и обеспечила доступ в Интернет Старого света. С целью оказания помощи в продвижении и содействия концепции распределенных вычислений через Интернет CERN (Швейцария, Женева) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющую пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру.

В основе технологии WWW лежат: определение спецификаций URL (Universal Resource Locator, всеобщий указатель ресурса), HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) и собственно язык HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста). Текст можно разметить в HTML с помощью любого текстового редактора. Страницу, размеченную в HTML, часто называют Web-страницей. Для просмотра Web-страницы используется клиентское приложение – Web-браузер.

В 1994 г. образовался консорциум W3C (W3 Consortium), который объединил ученых из разных университетов и компаний (в том числе Netscape и Microsoft). С этого времени комитет стал заниматься всеми стандартами в мире Интернета. Первым шагом организации стала разработка спецификации HTML 2.0. В данной версии появилась возможность передачи информации с компьютера пользователя на сервер с помощью форм. Следующим шагом стал проект HTML 3, работа над которым началась в 1995 г. Впервые была введена система CSS (Cascading Style Sheets, иерархические таблицы стилей). CSS позволяет осуществить форматирование текста без нарушения логической и структурной разметки. Стандарт HTML 3 так и не был утвержден, вместо него был создан и принят в январе 1997 г. HTML 3.2. Уже в декабре 1997 г. W3C принимает стандарт HTML 4.0, в котором идет разделение на логические и визуальные теги.

К 1995 году темпы роста сети Интернет показали, что регулирование вопросов подключения и финансирования не может находиться в руках одного NSF. В 1995 году произошла передача региональным сетям оплаты за подсоединение многочисленных частных сетей к национальной магистрали.

Интернет вырос далеко за пределы того, каким его видели и проектировали, он перерос те агентства и организации, которые его создавали, они более не могли играть в его росте доминирующую роль. Сегодня это мощная всемирная сеть связи, основанная на распределенных коммутационных элементах - хабах и каналах связи. С 1983 года Интернет растет по экспоненте, и едва ли ни одна деталь сохранилась с тех времен, – Интернет все еще работает на основе набора протоколов TCP/IP.

Если термин «Интернет» первоначально использовался для описания сети, построенной на базе Интернет – протокола IP, то сейчас это слово приобрело глобальный смысл и лишь иногда применяется в качестве названия набора объединенных сетей. Строго говоря –Интернет, это любой набор отдельных в физическом смысле сетей, которые соединены между собой единым протоколом IP, что позволяет говорить о них, как об одной логической сети. Бурный рост Интернет, вызвал повышенный интерес к протоколам TCP/IP, в итоге появились специалисты и компании, которые нашли для него и ряд других приложений. Этот протокол начал использоваться для построения локальных вычислительных сетей (LAN - Local Area Network) даже тогда, когда не предусматривалось их подключение к сети Интернет. Кроме того, TCP/IP стал применяться при создании корпоративных сетей, которые взяли на вооружение Интернет – технологии, в том числе WWW (World Wide Web) – мировую паутину, чтобы наладить эффективный обмен внутрикорпоративной информацией. Эти корпоративные сети получили название «Интранет» и могут либо подключаться, либо нет к сети Интернет.

Изобретателем всемирной паутины считается Тим Бернерс-Ли, являющийся автором технологий HTTP, URI/URL и HTML . В 1980 году он для собственных нужд написал программу «Энквайр» («Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины. В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных. Для осуществления проекта им были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Им был написал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде «NeXTStep» и начала распространяться по Интернету летом 1991 года. Первый в мире Web –сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился он-лайн в Интернете 6 августа 1991 года. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить Web –сервер, как использовать браузер и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), основанный Тимом Бернерсом-Ли. Данный Консорциум – организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи Консорциума – обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «Рекоменда́циями», англ. W3C Recommendations), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все Рекомендации Консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

В настоящее время всемирную паутину образуют миллионы Web –серверов сети Интернет, расположенных по всему миру. Web –сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные Web–серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System) – доменное имя (или непосредственно IP-адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее – одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного Web –сервера .

Для просмотра информации, полученной от Web –сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа – Web –браузер. Основная функция Web –браузера – отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки. Большая часть информации в Webе представляет из себя именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, мастера по разметке называют веб-мастером. После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл, такой HTML-файл является самым распространённым ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт. В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки «веба» основаны на технологии URL.

В целом можно заключить, что Всемирная паутина стоит на «трёх китах»: HTTP, HTML и URL. Хотя в последнее время HTML начал несколько сдавать свои позиции и уступать их более современным технологиям разметки: XHTML и XML. XML (англ. eXtensible Markup Language) позиционируется как фундамент для других языков разметки. Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, – система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).

Популярная концепция развития Всемирной паутины – создание семантической паутины. Семантическая паутина – это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина – это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области – это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

В настоящее время наметились две тенденции в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина. Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных. Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов, OPML, микроформаты XHTML).

Одним из самых современных и экономичных видов связи стала Интернет-телефония. Днем ее рождения можно считать 15 февраля 1995 года, когда фирма VocalTec выпустила свой первый soft-phone – программу, служащую для обмена голосом по сети IP. Затем Microsoft выпустил в октябре 1996 года первую версию NetMeeting. А уже в 1997 году стали вполне обычными соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов, находящихся в совершенно разных местах планеты.

Почему обычная междугородная и международная телефонная связь так дорога? Объясняется это тем, что во время разговора абонент занимает целый канал связи, причем не только когда говорит или слушает собеседника, но и когда молчит или отвлекается от разговора. Так происходит при передаче голоса по телефону обычным аналоговым способом.

При цифровом же способе информацию можно передавать не непрерывно, а отдельными «пакетами». Тогда по одному каналу связи можно посылать информацию одновременно от многих абонентов. Этот принцип пакетной передачи информации подобен перевозке множества писем с разными адресами в одном почтовом вагоне. Ведь не «гоняют» же один почтовый вагон для перевозки каждого письма в отдельности! Такое временное «пакетное уплотнение» позволяет намного эффективнее использовать существующие каналы связи, «сжимать» их. На одном конце канала связи информация делится на пакеты, каждый из которых, подобно письму, снабжается своим индивидуальным адресом. По каналу связи пакеты многих абонентов передаются «вперемежку». На другом конце канала связи пакеты с одним адресом снова объединяются и направляются своему адресату. Такой пакетный принцип широко используется в сети Интернет .

Имея персональный компьютер, звуковую карту, совместимые с ней микрофон и наушники (или звуковые колонки), абонент может с помощью Интернет-телефонии позвонить любому абоненту, у которого имеется обычный городской телефон. При этом разговоре он также будет платить только за пользование Интернетом. Перед началом пользования Интернет-телефонией абоненту – владельцу персонального компьютера необходимо установить на него специальную программу.

Для пользования услугами Интернет-телефонии не обязательно иметь персональный компьютер. Для этого достаточно иметь обычный телефон с тональным набором. В этом случае каждая набранная цифра уходит в линию не в виде разного количества электрических импульсов, как при вращении диска, а в виде переменных токов разной частоты. Такой тоновый режим есть в большинстве современных телефонных аппаратов. Для пользования Интернет-телефонией с помощью телефонного аппарата нужно купить кредитную карточку, и позвонить на мощный центральный компьютер-сервер по указанному на карточке номеру. Затем автомат сервера голосом (по выбору на русском или английском языке) сообщает команды: набрать с помощью кнопок телефонного аппарата серийный номер и ключ карточки, набрать код страны и номер своего будущего собеседника. Далее сервер превращает аналоговый сигнал в цифровой, отправляет его в другой город, в находящийся там сервер, который снова преобразует цифровой сигнал в аналоговый и отправляет его нужному абоненту. Собеседники разговаривают как по обычному телефону, правда, иногда чувствуется небольшая (на доли секунды) задержка ответа. Напомним, что для экономии каналов связи голосовая информация передается «пакетами» цифровых данных: ваша голосовая информация расчленяется на отрезки, пакеты, называемые Интернет-протоколами (IP).

В 2003 году была создана программа Skype (www.skype.com), совершенно бесплатная и не требующая от пользователя практически никаких знаний ни для ее установки, ни для использования. Она позволяет разговаривать в режиме видеосопровождения с собеседниками, находящимися у своих компьютеров в разных концах света. Для того чтобы собеседники могли видеть друг друга, компьютер каждого из них должен быть снабжен web-камерой.

Вот такой длинный путь в развитии средств связи проделало человечество: от сигнальных костров и барабанов до сотового мобильного телефона, который позволяет практически мгновенно связаться двум людям, находящимся в любых точках нашей планеты. При этом, несмотря на различные расстояния, у абонентов создается ощущение личного общения.